СИСТЕМЫ ИНДИКАЦИИ
В визуальном полете летчик определяет положение самолета относительно земли, ориентируясь по линии естественного горизонта. При полете в условиях отсутствия видимости естественного горизонта летчик для этих целей использует авиагоризонт (указатель гировертикали). Принципиально они могут выполняться по двум системам индикации «Вид с земли на самолет» и «Вид с самолета на землю».
В системе индикации «Вид с земли на самолет» (рис. 5.1, а) силуэт самолета подвижен относительно корпуса прибора, как казался бы подвижным самолет, если наблюдать за ним с земли. Отсчет углов крена и тангажа ведется по положению крылышек подвижного силуэта относительно неподвижных индексов или рисок, нанесенных на неподвижных частях прибора. Имитация естественного горизонта линией искусственного горизонта в этом случае отсутствует.
В системе индикации «Вид с самолета на землю» (рис. 5.1, б) силуэт самолета или заменяющий его символ неподвижен относительно корпуса прибора. Линия искусственного горизонта перемещается так же, как перемещается линия естественного горизонта относительно самолета. Отсчет углов крена ведется с помощью индекса, перпендикулярного линии искусственного горизонта, перемещающегося относительно неподвижной шкалы кренов в нижней части прибора (на рис. 5.1 этот индекс не показан).
Вследствие конструктивной сложности и невозможности обеспечить индикацию больших углов тангажа (при больших углах тангажа подвижный силуэт самолета уходит из поля зрения) первая система индикации применяется только для кренов. Поэтому практическое применение нашли приборы, у которых указатели авиагоризонта выполнены либо по системе «Вид с самолета на землю» и по крену и по тангажу, либо по системе «Вид с земли на самолет» по крену и «Вид с самолета на землю» по тангажу (рис. 5.1, в).
Если задать летчикам вопрос: «Какой из видов индикации лучше?», то можно услышать самые противоречивые ответы. Ответ в значительной степени зависит от того, к какой индикации они привыкли.
Некоторые летчики утверждают# что после накопления опыта пилотирования по приборам пилот вообще перестает замечать, подвижен силуэт или линия горизонта. При этом информация, получаемая летчиком от авиагоризонта, воспринимается как «картинка» положения самолета относительно горизонта, на вид которой он реагирует.
Все же можно отметить, что при управлении самолетом (изменения режима полета) некоторые преимущества имеет индикация «Вид с земли на самолет», так как при этом летчик как бы управляет подвижным силуэтом самолета[33]. В автоматическом полете (режим стабилизации) это преимущество исчезает.
С точки зрения легкости перехода от наблюдения за положением самолета по авиагоризонту к наблюдению за положением по естественному горизонту более предпочтительной является индикация «Вид с самолета на землю»; в этом случае линии искусственного и естественного горизонта параллельны.
Эти преимущества особенно ощутимы в условиях низких посадочных минимумов. Поэтому в командных пилотажных приборах, предназначенных для этих условий, целесообразно использовать авиагоризонты с индикацией «Вид с самолета на землю».
Рис. 5.2. Показания компасов с различными системами индикации: я — система индикации «Вид с земли на самолет»; 6—-система индикации «Вид с самолета на землю» |
В еще большей степени эти преимущества сказываются в системах индикации на стекле. Поэтому во всех этих устройствах применяется индикация «Вид с самолета на землю».
Указатели курса в навигационных приборах в принципе также могут выполняться по одной из двух упомянутых систем индикации. В первых навигационных приборах применялась система индикации «Вид с земли на самолет» (рис. 5.2, а). При разворотах, особенно на небольшие углы, такие приборы, по мнению летчиков, обладали некоторыми преимуществами: летчик как бы управлял силуэтом самолета. Однако комплексирование таких компасов с указателями радиотехнических навигационных устройств, например радиокомпасов, связано с серьезными неудобствами. Это объясняется тем, что эти указатели обычно выполняются по системе индикации «Вид с самолета на землю» (рис. 5.2, б). Смешение двух индикаций приводит к потере наглядности индикации положения наземных радиостанций и радиомаяков. Это крайне нежелательно для маршрутного полета и построения схем предпосадочного маневра.
В настоящее время указатели курса в навигационных приборах имеют, как правило, систему индикации «Вид с самолета на землю». В этом случае получается наглядная картина положения самолета в горизонтальной плоскости, в том числе и по отношению к наземным радионавигационным устройствам; легко определяются магнитные пеленги этих устройств.
В устройствах индикации на стекле информация о курсе выдается также в системе «Вид с самолета на землю». Эта же система индикации применяется в электронно-оптических навигационных индикаторах.
Информация о положении самолета относительно заданных траекторий в горизонтальной и вертикальной плоскостях выдается в системе «Вид с самолета на землю». При этом стрелки (планки, индексы), изображающие заданную траекторию, перемещаются
Рис. 5.3. Командный пилотажный при-
бор ПП-1ПМ:
/—шкала крена; 2— шкала отклонения от рапносигнальной зоны ГРМ; 3 — силуэт са — чюлета; 4 — указатель отклонения от рав- лосигиальной зоны ГРМ; 5 — командная стрелка тангажа; 6 — указатель тангажа; 7 — командная стрелка крена; 8 —шкала тангажа; 9 — кнопка быстрого восстановления гировертикали; Ю — указатель скольжения; П — рукоятка выставки шкалы тангажа; 12 — сигнальная лампа
|
|
|
|
|
|
|